Понятие, виды и история развития концепции авторских прав

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности, которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой, заключающейся в том, что в отличие от иных институтов гражданского права, где объектами правоотношений выступают материальные вещи, либо же с ними тесно и неразрывно связаны действия обязанного лица, в авторском праве правоотношения складываются в связи с созданием, использованием и охраной нематериальных объектов.

Авторское право, обеспечивая права и законные интересы авторов, играет важнейшую роль: оно стимулирует их творческую активность к созданию новых произведений. Помимо этого, будучи уверенными в защите и гарантиях своих прав на произведения, имея возможность получить вознаграждение, авторы обнародуют свои труды, что обеспечивает доступность результатов их творческой деятельности для широкой публики. Это в свою очередь, безусловно, работает на пользу развития науки, литературы и искусства в целом, «рождения» для общественности новых талантливых авторов и выхода в свет их произведений. Общество же может быть и считаться образованным лишь имея доступ к культурным ценностям и образованию в целом, которое невозможно получить без трудов учёных, поэтов и писателей, других творческих личностей. К тому же, данные права гражданина (на образование и доступ к культурным ценностям) закреплены 43 и 44 статьями Конституции РФ. Последняя статья так же закрепляет: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, авторское право затрагивает не только интересы частных лиц – авторов произведений, но и общественные интересы, так как касается сферы просвещения, необходимой для существования и жизнедеятельности любого цивилизованного общества.

В настоящее время определение авторских прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ. Так авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Интеллектуальные же права, в свою очередь, в соответствии со статьей 1226 ГК РФ представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Данные права необходимы для охраны произведения в процессе его использования автором, его защиты в условиях доступности общественности. Однако современной системе авторских прав, состоящей из трёх, перечисленных в самом определении интеллектуальных прав категорий, предшествовал длительный период становления и развития института авторского права в целом, а также правомочий, предоставляемых автору и охраняемых законом.

Так, российское авторское право возникло в начале 19 века, впервые за автором закреплялось исключительное право на произведение в Цезурном Уставе 1828 г., продолжившее свое развитие в Законе 8 января 1830 г., Своде законов 1887 г. В это время авторские права рассматривались как разновидность права частной собственности, а его объекты являлись «имуществом благоприобретенным», что вполне характерно для периода буржуазии, «превратившей личное достоинство человека в меновую стоимость». Иными словами, о выделении личных неимущественных прав автора речи в то время не шло, и если автор произвел отчуждение своего произведения, например, издателю, последний становился его полным правообладателем. Первая гарантия, направленная на охрану личного неимущественного права автора, закреплялась в Законе об авторском праве от 20 марта 1911 г., в котором формально запрещалось дополнять, изменять, сокращать произведение автора, хотя и с определенными оговорками. Таким образом, мы видим зарождение такого личного неимущественного права автора как право на неприкосновенность произведения. И хотя на практике данное право практически не охранялось, юридическая конструкция в документе присутствовала. Декрет СНК «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» от 10 октября 1919 г. стал первым актом, закрепившим окончательный уход от теории «литературной собственности». Так, в соответствии с данным документом признавались недействительными все сделки, в результате которых лицо, приобретшее у автора права на произведения, становилось его полным собственником. Помимо этого, Декрет закреплял необходимость определения в договоре срока, в течение которого издатель может использовать переданное ему право.

В Основах авторского права 1925 г. закреплялась необходимость четкого определения объема отчуждаемых прав по издательскому договору или иными способами (включая их уступку) и характера использования произведения лицом, приобретающим права. Помимо этого, Основы закрепили право авторства, полную неприкосновенность произведения, право автора на имя и псевдоним, на обнародование произведения, а также возможность требовать защиты от нарушений, не связанных с имущественными интересами. Так мы наблюдаем, что в период социализма законодательство в сфере авторского права развивалось в направлении усиления защиты авторских прав, предоставив автору защиту его личного интереса, а также регламентируя порядок отчуждения исключительных прав, закрепляя определенные требования к договору. В результате в это время в литературе утвердилась классификация авторских прав на имущественные и личные неимущественные права

Не все авторы в полной мере поддерживали подобную классификацию. Например, В.И. Серебровский не поддерживал данное деление в силу отсутствия прямого указания на него в законе, а также выдвигал собственное мнение о том, что каждое правомочие в равной степени защищает и личные, и имущественные авторские права. В.А. Кабатов же признавал классификацию авторских прав, относя, однако, лишь право авторства и право на имя к неотчуждаемым личным правам.

Впоследствии деление авторских прав на имущественные и личные неимущественные прочно закрепилось в российском законодательстве, еще Закон «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. исходил из данной классификации. Однако вступлением в силу части 4 ГК РФ система авторских прав получила своё дальнейшее развитие, так как законодатель выделил третью категорию авторских прав – иные права, относя к ним ряд прав со спорной правовой природой.

На мой взгляд, классификация авторских прав имущественные и личные неимущественные права оправдана, так как обусловлена спецификой авторского права, его двойственной природой: с одной стороны, тесной взаимосвязью с самой личностью автора и с другой, имущественной ценностью объекта – результата творческой деятельности, возможностью извлекать прибыль из его обращения на рынке. Таким образом, существует необходимость не только законодательно регулировать порядок использования и обращения произведений, но и регламентировать охрану личных, неотчуждаемых прав автора. В то же время в силу того, что ряд прав носит спорный характер и подвержен дискуссиям в научной среде, целесообразно их выделение в отдельную категорию, а также законодательное закрепление специальной регламентации возможности и порядка их отчуждения. К таковым в частности относятся: право на вознаграждение за использование служебного произведения, предусмотренное в отдельных случаях ГК РФ, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Отсутствие чёткого отнесения некоторых прав к числу имущественных или личных неимущественных вполне оправдано, ведь авторские права являются очень сложным взаимосвязанным комплексом прав. Профессор А.П. Сергеев в своих трудах справедливо отмечал: «выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно».Таким образом, можно сделать вывод, что авторские интеллектуальные права охватывают разнообразные по своей правовой природе субъективные права. Также интересно отметить, что статья 1255 ГК РФ делит авторские права по сути на две категории: те, которые применимы ко всем произведениям и авторам и те, которые носят специальный характер, и распространяются либо не на все произведения, либо применяются с изъятиями. В то время как статья 1226 ГК РФ исходит из того, что интеллектуальные права включают исключительные права, личные неимущественные права и иные права.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *